Оплата самозанятому наличными и персонифицированная отчетность
Как правильно оплачивать услуги самозанятых наличными и безналичными и как сдавать персонифицированную отчетностьСамозанятость становится все более популярной моделью работы, особенно среди тех, кто хочет самостоятельно управлять временем и бизнесом, но не хочет идти по пути регистрации индивидуального предпринимателя или создания юридического лица. Это удобная альтернатива для тех, кто реализует товары собственного производства, сдает недвижимость или оказывает услуги. Самозанятый платит НПД по ставке 4% или 6%, в зависимости от того, кто является клиентом: физлицо или юридическое.
Но с развитием самозанятости возникают и вопросы, связанные с оплатой, налоговой отчетностью и соблюдением законодательных норм. Рассмотрим подробнее, как правильно организовать расчеты с самозанятым, а также какие обязательства и отчеты предстоит подавать.
Наличные расчеты с самозанятым
Самозанятые могут брать оплату как наличными, так и безналичными средствами. Но, несмотря на популярность безналичных расчетов, наличие наличных платежей еще встречается, особенно когда речь идет о малых суммах или индивидуальных договорах. Например, если самозанятый оштукатурил стены в кабинете для предпринимателя, расчет может быть произведен наличными, что вполне законно, если сумма не больше 100 000 рублей.
Не забывайте, что для расчетов необходим чек. Самозанятый, в свою очередь, обязан выдать его сразу после получения денег. Этот чек фиксирует факт оплаты и позволяет заказчику учесть расходы для налогов. Наличный расчет возможен не только с физлицами, но и с ИП и юридическими лицами, если это прописано в договоре.
Если самозанятый — это еще и индивидуальный предприниматель, то он должен учитывать лимиты для наличных расчетов. За нарушение грозят штрафы, как для ИП, так и для юрлиц.
Безналичные расчеты и чек
С развитием онлайн-платежей, все больше самозанятых предпочитают работать с безналичными расчетами, ведь это удобно и быстро. В этом случае самозанятый высылает чек, который может быть как электронным, так и бумажным. При этом срок для отправки чека — до 9-го числа следующего месяца после получения оплаты.
Так как самозанятые не используют кассовые аппараты, чеки оформляют в приложении «Мой налог» и отправляют клиентам в электронном виде. Также для удобства можно распечатать чек на бумаге, если клиент этого требует.
Персонифицированная отчетность
В отличие от сотрудников, самозанятыми не работают по трудовому договору, а значит, не нужно подавать стандартные отчеты по заработной плате. Однако если самозанятый работает по ГПД, нужно подавать персонифицированную отчетность.
Основной отчет - форма ЕФС-1. Но важно отметить, что самозанятые не считаются застрахованными лицами, а значит, на заработок не начисляются социальные взносы. Если же чек не выдан, нужно подавать информацию о трудовой деятельности, а также начислить страховые взносы. В таком случае форма отчета будет включать информацию о начале и завершении договора с самозанятым.
Кроме того, самозанятые должны следить за статусом. Если они теряют статус самозанятого, нужно будет перезаключать договор с новым статусом и подавать соответствующие отчеты.
Важность правильного учета
Правильный учет операций с самозанятыми крайне важен. Бухгалтерии нужно следить за получением чеков от самозанятых, так как без этих документов расходы компании не будут приняты налоговыми органами. Чеки являются основным подтверждением оплаты, и их отсутствие может привести к доначислению налогов и штрафам. В случае сомнений, лучше иметь дополнительные документы, такие как договоры, скрины переписки, акты выполненных работ.
Для успешного сотрудничества с самозанятым предпринимателям и юридическим лицам нужно внимательно отслеживать расчеты, своевременно подавать отчетность и помнить о требованиях законодательства. Это поможет избежать штрафов и других неприятных последствий.